meta name="yandex-verification" content="866c39c7f03390ec" />
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, определяя в качестве основных задач повышение качества образования и воспитания, указывает также на необходимость искоренения проявлений формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы, в оценке знаний учащихся. Решение поставленных задач требует пересмотра и совершенствования всех компонентов учебно-воспитательного процесса, в том числе и контроля. Правильно организованный контроль является в то же время и средством обучения и воспитания.1 Такой подход к контролю предполагает прежде всего учет психолого-педагогического аспекта всех его функций, каждая из которых несет свою роль при его организации. Однако любая функция, независимо от своего конкретного назначения, заключает в себе всеобщую функцию, которая присуща любому компоненту процесса обучения – обучающе-воспитывающую, и которая обеспечивается реализацией всех функций контроля:
собственно контролирующей (проверочной);
оценочной;
обучающей;
управляющей (корректирующей)
диагностической;
предупредительной;
стимулирующей и мотивационной;
обобщающей;
развивающей, воспитывающей и дисциплинирующей.
Исходя из современной дидактической теории, контроль трактуется как совместная деятельность учителя и учащихся по установлению степени обученности школьников за определенный промежуток учебного времени.
В ходе контроля устанавливается степень достигнутого в области знаний, умений и навыков. Это – проявление диагностической функции. На основе этих данных определяется целесообразность и эффективность примененных ранее приемов и вносятся коррективы. Эти действия есть ни что иное как управление учебным процессом: функции контроля с позиции учителя носят управленческий характер. Поэтому управленческая функция может выявляться и в диагностирующей, и в корректирующей, так как диагностирование состояния знаний, умений и навыков и внесение на его основе определенных изменений - есть управление.2
Оценочная функция в немаловажной степени влияет на позицию и деятельность учителя, а также на учащегося. От этой функции зависит правильное психолого-педагогическое воздействие и результативность мотивационно- стимулирующей функции. Благодаря оценке порождается группа мотивов, которые направляют учебную деятельность школьников.
Из оценочного материала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку – балл. Призванный сугубо условно выражать уровень знаний, умений, навыков ученика, он фактически превращается в характеристику школьника, влияя тем самым на все сферы его жизни, регулируя его отношения с одноклассниками и учителями. Отметка, по образному определению Сухомлинского, превращается в «идола», которого одни учащиеся стараются удовлетворить, другие обмануть, в результате возникает привычка учиться ради оценок. Выставляемые учителем отметки порой обезличивают качественные критерии, стоящие за ними. Оценка приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности ученики ведут оценку своих знаний параллельно и не всегда согласованно с учителем. Главным моментом, позволяющим избежать непонимания в данной области, является наличие четких критериев для каждого уровня оценивания. Критериями оценки являются качественные и количественные показатели по каждому виду речевой деятельности (см. Приложение 4 ). Отсутствие критериев очень часто приводит к формализму, вызывает страх, а подчас и стрессы, заставляет учащихся хитрить и лицемерить.
Оценка ответа в баллах не всегда обязательна, особенно на начальном этапе овладения учащимися иностранным языком, где всему процессу, связанному с изучением совершенно нового учебного предмета, должна соответствовать радость успеха, которая послужит незаменимым стимулирующим фактором. Радость успеха важна на данном этапе, поскольку активный мотив учебной деятельности по иностранному языку еще не появился.
Очень важно и с психологической, и с педагогической точек зрения, чтобы у школьников отсутствовали отрицательные эмоции с самого начала изучения иностранного языка, чтобы трудности, связанные с овладением языкового материала, формированием произносительной, лексической, грамматической сторонами речи, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности, не вызывали у них негативных ощущений.
Содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников к учителю, способствует созданию атмосферы доброжелательности. Смысл оценки заключается в стимулировании учения школьника.
С позиций оценочной и мотивационно- стимулирующей функций контроль служит способом прежде всего обнаружения достижений и успехов школьников. Контроль, устанавливающий степень соотношения результата учебной деятельности с эталоном только с помощью оценки, не будет выполнять своей мотивационно- стимулирующей функции.
Мотивированная учебно- познавательная деятельность учащихся не может формироваться и развиваться без формирования правильного оценочного компонента, составной частью которого является самооценка, основой для возникновения которой служит оценочная деятельность учителя.
Педагог должен особое внимание уделять формированию у школьников объективной самооценки. Известно, что завышенная самооценка, как и заниженная, приводят часто к драматическим последствиям в жизни человека.
Вместе с тем психологи подчеркивают и такое психологическое явление как ожидание. Речь идет о внешней оценке учителем ожиданий в отношении перспектив развития ученика и самооценке, то есть ожидания учащегося относительно собственных успехов. Поэтому важно не допустить такое явление, когда школьник говорит: «Я этого не могу делать». Часто на уроке встречается такой факт: учителя спрашивают тех учащихся, относительно которых у них высокие ожидания. Хотя все должно быть наоборот, больше работать нужно со слабоуспевающими. Исходя из этого, необходимо постоянно поддерживать у учащихся веру в собственные силы.
Данная проблема формирования самооценки (рефлексии) является чрезвычайно важной для полного и гармоничного развития личности.
Таким образом, из сказанного вытекает, что контроль по отношению к ученику способствует формированию у него рефлексии выполняет обучающе- развивающую, стимулирующе- мотивационную и корригирующую функции.
Рассмотренные функции контроля по своим наименованиям соответствуют общедидактическим, но, учитывая специфику предмета «иностранный язык», следует рассмотреть отличия в проявлении некоторых из них.
Обучающая функция в других учебных дисциплинах предполагает закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков в процессе выполнения контрольных заданий. Применительно к иностранному языку учащийся, помимо тренировки в общении или действий с языковым материалом, приобретает языковой опыт, важный источник совершенствования речевых умений и навыков. Значительно отличается и осуществление учителем диагностирующей функции контроля в обучении иностранному языку. В «основах наук» главное внимание обращается на ошибки учащихся. Аналогичен подход в преподавании иностранного языка при контроле сформированности языковых навыков. При контроле же речевых умений основное внимание должно направляться на акт общения, решение коммуникативной задачи. Ошибки рассматриваются в качестве дополнительных критериев оценки.3
Такие расхождения согласуются с тем, что специфика обучения иностранному языку преследует цель научить учащихся общаться посредством иностранного языка, учитывая иноязычную культуру его носителей.
Различные объекты контроля и организационно-временные факторы определяют разные его виды: предварительный, текущий, тематический, промежуточный, обобщающий, периодический, итоговый, причем обобщающий контроль есть частный случай итогового.
Принимая во внимание специфику учебного процесса по данной учебной дисциплине, результатом обучения которой является достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетенции, следует отметить, что итоговый контроль направлен на выявление степени овладения школьниками коммуникативными умениями и в целом коммуникативной компетенцией на том или ином уровне.
Итоговый контроль предназначен для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый уровень обученности, определить степень сформированности фонетических, лексических, грамматических навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Этот контроль свидетельствует об эффективности программы обучения, выявляет ее сильные стороны и недостатки. В данном случае доминирует оценочная функция.
Итоговый контроль обычно осуществляется в форме письменных работ, устных зачетов, экзаменов с использованием различных приемов проверки и оценки сформированности умений в рецептивных и экспрессивных видах речевой деятельности. Такой контроль уместен только в конце курса обучения или по завершению учебного года. Причем проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Этот контроль проводится с целью определения достижения каждым учащимся требуемого уровня обученности, что в свою очередь повлечет за собой изменение подхода к выбору заданий.
Известно, что планирование учебного процесса происходит по темам. В последнее время предлагается планировать работу по блокам: блокам формирования языковых умений и навыков и блокам развития речевых умений. При изучении той или иной темы (не обязательно параграфа или урока учебника) учащиеся должны овладеть языковыми навыками на основе предложенных лексики или грамматики и добиться их включения в речевую деятельность. Поэтому рекомендуется планировать не отдельные уроки, а цепочки занятий, завершением которых являлись бы уроки, посвященные выходу языковых навыков в речь.
Таким образом, контроль в конце цепочки занятий или речевого блока является завершением определенного этапа. Данный вид контроля определяют как промежуточный, основным объектом которого являются виды речевой деятельности, а проверка будет носить фронтальный характер. Промежуточный контроль является своего рода подготовкой к итоговому.
В процессе становления речевых умений (в разные моменты цепочки уроков) производится текущий контроль степени сформированности языковых умений и навыков. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности, а также проверка речевых умений в ходе формирования умений и навыков.
Текущий контроль призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению самого учебного процесса. При текущем контроле проявляются многие его функции: проверочная, оценочная, стимулирующая, дисциплинирующая. Такой вид контроля позволяет видеть процесс становления умений и навыков , изменять отдельные приемы и виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.
Следовательно, перечисленные виды контроля составляют единую систему: текущий контроль подготавливает промежуточный, а последний, в свою очередь, готовит к итоговому.
Успешно строить учебный процесс можно при условии, если учитель хорошо знает исходный уровень подготовки учащихся. Для изучения иностранного языка очень важно, чтобы у учащихся не было значительных пробелов, иначе нельзя двигаться вперед. Поэтому целесообразно проводить предварительный контроль, объектом которого будет уровень сформированности речевых умений.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что при планировании уроков по иностранному языку необходимо значительное внимание уделять различным видам контроля в соответствии с его функциями и использовать при этом подходящие формы контроля, которые могут варьироваться на определенных его этапах.
1 Рысс В.Л. Лядунова Н.Я. К вопросу об объективности проверки оценки знаний и умений учащихся// Советская педагогика.-1974.-№2, стр.34.
2 Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. Пособие/ А.А. Миролюбов.-Обнинск:Титул,2001, стр.38.