meta name="yandex-verification" content="866c39c7f03390ec" />
На пути усвоения учащимися программного материала весомое место принадлежит проблеме преодоления трудностей, основным условием успешного разрешения которых является наличие у ученика твердых убеждений, понимания значения его действий. Предвидение цели ведет к тому, что школьник намечает себе одну или несколько промежуточных целей на пути к достижению конечной. Наличие или отсутствие промежуточных целей зависит от степени доступности конечной цели: чем она доступнее, тем меньше необходимость в промежуточных. Овладение иностранным языком является весьма отдаленной конечной целью, поэтому в процессе обучения языку устанавливается некоторое количество промежуточных целей. При этом для каждой ставится конкретная промежуточная задача. Полагая, что задача определяется целью и условиями учебной деятельности, следует подчеркнуть, что на пути ее решения функционирует сложный механизм: «задача – выполнение – самоконтроль - самокоррекция».1 Исходя из этого, определяется возможность моделировать психологический механизм более или менее полной сознательной учебно-познавательной активности ученика, в который входит как неотъемлемый компонент принятие решений и оценки на уровне контроля и самоконтроля.
«Контроль по своей сущности - явление агрессивное. Корни этой агрессии находятся в наших намерениях заставить школьников добросовестно учиться, а также в той власти, которую каждый учитель имеет над учащимися, в возможности ее проявить».2 Контроль требует все больше и больше места в процессе обучения, а контролировать всех учеников в каждый данный момент невозможно. Значит, осуществляется какая-то его часть. Бесконтрольность по отношению к остальным ученикам порождает у них беззаботность, представление о необязательности постоянного учения. Поэтому необходимо приучить учащихся к мысли, что они выполняют задания не для того, чтобы отчитаться или получить оценку, а потому, что таково условие успешного участия в общей работе на уроке.
Несомненно, контроль и оценка уровня фактического владения иностранным языком и знаний о языке являются важнейшим компонентом учебного процесса. С помощью контроля и отметок учитель может показать успеваемость учащихся. Потому значительная часть проблемы состоит не в контролирующих действиях преподавателя, а в совести ученика, его сознании, которое нужно сформировать должным образом.
В процессе развития социологизации человека на основе сознания формируется самосознание, которое является необходимым элементом саморегулирования, управления человека самим собой. Это происходит оттого, что самосознание включает и самооценку, которая не появляется сама по себе, она немыслима без оценки деятельности человека со стороны.
Исходя из этого, выстраивается последовательность:
Сознание – самосознание
Оценка – самооценка
Контроль – самоконтроль.
Можно предположить, что контроль в обучении есть некая фаза, необходимая для того, чтобы перевести учащихся на режим самоконтроля, постепенно формируя при этом самосознание и самооценку. Школьников нужно учить, как контролировать и корректировать себя. В результате ученики будут обладать внутренним аппаратом, позволяющим им регулировать собственную деятельность до того, как они получат оценку ее со стороны. В этом случае эталоном действия обладает не только учитель, эталон будет и в голове обучаемых. Это обеспечит двустороннее понимание того, что и как контролируется, снимает всякого рода непонимание и конфликты. При наличии самоконтроля и оценки учащийся находит источник стимулирования не в отметке, а внутри учебно-воспитательного процесса, в учебно-познавательной деятельности.
В общем плане самоконтроль понимается как способность человека регулировать производимое им действие. Физиологические исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Е.Н. Соколова подтверждают существование кругового цикла нервных процессов от рецептора к коре головного мозга и от коры головного мозга к рецепторам. Это предполагает, что «мозг не только посылает команды о выполнении действия к периферическим рабочим аппаратам, но и получает информацию о качестве выполнения команды».3
Следовательно, учащиеся наделены способностью регулировать собственную деятельность до того, как они получат оценку ее со стороны. Регулирование выражается в предотвращении ошибок, в их исправлении. Таким образом, исправление ошибки является лишь одной, самой очевидной формой проявления самоконтроля. Самоисправление ошибочных действий предполагает наличие образца, с которым сравнивается производимое действие. Этот образец или эталон может быть как внешним, так и внутренним. Внешний предполагает существование вне системы производящего действия, например, натура для рисунка, написание буквы для орфографического упражнения или произнесенные звуки для имитации. Значение такого эталона огромно для создания внутренней модели действия, находящейся внутри системы. В процессе обучения речи на иностранном языке формирование внутренней программы, схемы речевого действия является одной из основных задач обучения. Выработка такой программы основывается на внешнем образце, который наглядно предъявляется ученикам. Так, когда на уроке иностранного языка учитель произносит звук, слово или фразу и при этом просит учащихся повторить за ним, он тем самым заставляет подравнивать их произношение под внешний образец, формируя их собственную программу действий. Аналогично учитель может зрительно предъявить учащимся образец, написав его на доске, карточке или указав в книге.
Вскоре наступает такой период в обучении, когда учителю не нужно каждый раз восстанавливать внешний образец – учащиеся сами могут воспроизвести требуемое действие. Это свидетельствует о сформированности внутренней программы, основу которой составляют слуховые, зрительные и двигательные представления о внешнем образце.
Существуют две особенности формирования внутренней программы. Первая состоит в том, что факт предъявления внешнего эталона еще не означает формирования программы. На пути ее становления, то есть осознания структуры внешней программы, лежит ответственный период тренировочной работы.
Вторая особенность заключается в том, что формирование собственной программы действия должно осуществляться при постоянном внешнем контроле со стороны учителя. Особая роль принадлежит здесь текущему и промежуточному контролю, так как разрушить неправильно сформированную программу действий, которая проявляется в наличии стойких ошибок, гораздо труднее, чем создать новую.
Параллельно с созданием внутренней программы действий и происходит становление самоконтроля. В данном случае учитель учит не только как правильно выполнять действие, но и тому, как нужно контролировать, корректировать себя. Таким образом, самоконтроль является своеобразным средством создания иммунитета против ошибок, а следовательно, выступает как способ овладения иностранным языком.
Выделяют четыре уровня формирования самоконтроля, при определении которых исходят из следующих предпосылок:
Безошибочная речь – результат самоконтроля говорящего за собственной речевой деятельностью, так как совершенство самоконтроля – один из показателей совершенства соответствующих умений и навыков.
Самоконтроль формируется параллельно со становлением речевого навыка.
Самоконтроль устанавливается на основе внешнего контроля учителя.
Самоконтроль проявляется в характере исправления ошибок (скорость, качество).
На основе этих предпосылок и базируются уровни становления самоконтроля:
Iуровень, низший, характеризуется отсутствием способности у учащихся самостоятельно реагировать на допущенную ошибку, для исправления которой учителю необходимо объяснять всю программу действия или демонстрировать образец. Основное значение имеет своевременный корригирующий контроль со стороны учителя.
IIуровень определяется тем, что при допущении ошибки учеником, сам он ее не исправляет, а только при указании ее учителем. Самоконтроль полностью не сформирован, но все компоненты для его установления отработаны.
На III уровне внешний контроль уступает место самоконтролю. Исправление ошибки учащимся происходит без внешнего воздействия, самостоятельно, но с некоторым временным отставанием, ошибка осознается в контексте целого звучания. Самоконтроль сформирован, но не достаточно автоматизирован. Очень большое значение на этом этапе имеют инструкции типа: «Будь внимателен при ответе», «Обрати особое внимание на…».
На IV уровне ученик исправляет ошибку в момент ее возникновения, иногда даже не заканчивая ошибочное действие. Самоконтроль сформирован, его действие автоматизировано.
«В результате эффективного функционирования самоконтроля и его составляющих – самонаблюдения, самоанализа, сличения речевых действий с эталонами, самокоррекции и самооценки – достигается безошибочность речи, а уровень самоконтроля рассматривается как один из показателей степени совершенства умений и навыков».4
Учитывая вышесказанное, следует, что организация контроля деятельности учащихся, не должна подменять самоконтроль, а создавать все условия для его развития. От развернутого внешнего контроля следует постепенно переходить к контролю свернутому, носящему пусковой характер, то есть приводящему в действие самоконтроль учащихся. Для этого могут послужить мимика и жесты учителя. На большей части учебного процесса контроль должен лишь подразумеваться, а учащиеся должны переводиться на систему самоконтроля. Эта система может функционировать лишь в том случае, если соответствующим образом будет сформировано их сознание.
Важен и тот факт, что формирование механизма самоконтроля будет тем прогрессивнее, чем продуманнее будет проводиться работа, направленная на становление сознательной учебно-познавательной активности учащихся в ходе выполнения классных и домашних заданий с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых.
1 Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Книга для учителя: Из опыта работы/Слободчиков В.А.- М.: Просвещение, 1986, стр.73.
2 Контроль в обучении иностранному языку: учебное пособие/Пассов Е.И., Кузнецова Е.С.- Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002, стр.63.
3 Там же, стр.36.
4Колесникова И.Л. Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – С.-Пб.: Блиц, 2001, стр.67.